Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха

Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр

Курсовая работа

Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.1 Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

.2 Средства развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха

.3 Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактической игры

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.1 Организация и методы исследования

.2 Подборка комплекса дидактических игр на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

нарушение слух дошкольник дидактическая игра

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в каждом ДОУ должны осуществляться 4 образовательных направления, одно из которых - это социально-личностное развитие детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования решает задачи сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Межличностные отношения - это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.

Взаимодействие с окружающей средой играет важную роль в формировании личности. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное взаимовлияние детей друг с другом, что оказывает влияние на формирование оценки и самооценки, взглядов на всё окружающее.

Изучением процессов формирования межличностных отношений занимались такие учёные как Т. Г. Богданова, Э. А. Вийтар, Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, И. Л. Соловьева, М. Е. Хватцев, И. В. Цукерман, С. Н. Шабалина.

Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности неслышащего индивида, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений; примитивности и замедленному темпу формирования социальной перцепции и рефлексии.

Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Объект исследования: межличностные отношения детей дошкольного возраста нарушениями слуха.

Предмет исследования: развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр.

Задачи исследования:

.Изучить теоретические аспекты межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

2.Рассмотреть средства развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

3.Раскрыть организацию и методы исследования выявления уровня слуха у детей дошкольного возраста.

4.Разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Методы исследования:

.Теоретические - анализ, синтез, обобщение.

.Эмпирический - тестирование.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ТОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Межличностные отношения - это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами [7, c. 347].

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат [6, c. 12].

На формирование межличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения.

Внешние физические недостатки и хронические заболевания, как правило, негативно сказываются на «Я - концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболевания снижают общительность и интенсивность интерперсональных контактов [24, c. 17].

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые проявляются в процессе совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер[13, c. 54].

Сначала ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем[32, c. 14].

Весьма интересно влияние на развитие межличностных отношений самооценки каждого из участников общения. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера и с ситуацией, выбирать соответствующий уровень межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае отношения приобретают напряженный характер. Заниженная самооценка личности вынуждает человека подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению [25, c. 23].

Слух играет большую роль в межличностных отношениях детей. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих [2, c. 13].

Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений индивидов с нарушениями слуха. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и глухими на основе жестовой речи; между слабослышащими и слышащими - на основе словесной речи в устной и письменной форме [24, c. 56].

Жестовый язык объединяет глухих и слабослышащих в особое культурно-лингвистическое меньшинство; жестовая коммуникация - один из способов сохранения культурных традиций сообщества глухих людей.

Оценка психолингвистического потенциала жестовой речи в истории сурдопедагогики была неоднозначной. Изначально бытовала отрицательная оценка природы жестовой речи. Она рассматривалась как несамостоятельная, примитивная, лишенная собственной грамматики система знаков [10, с. 84].

В настоящее время в рамках социо-культурной концепции образования и воспитания глухих оценка жестовой речи принципиально иная. Она ведет свое начало и возрождает идеи В. И. Флери и Л. С. Выготского.

В. И. Флери, основатель отечественной сурдопедагогики, рассматривал жестовую речь как богатую систему общения, в которой «существует великое разнообразие оттенков и чрезвычайно точных измерений, коих на бумаге выразить не возможно»[28, c. 65].

Л.С. Выготский указывал на необходимость «полиглосии», т.е. словесно-жестового двуязычия глухих: «Педагогика не может закрыть глаза на то, что, изгоняя мимику из пределов дозволенного речевого общения неслышащих детей, она тем самым вычеркивает из своего круга огромную часть коллективной жизни и деятельности глухого ребенка»[4, c. 42].

Жестовая речь - не только полноценное и, несомненно, реальное средство коммуникации между неслышащими, но и средство их когнитивного развития. Результаты исследований Г. Л. Зайцевой показали, что дети, свободно владея разговорным жестовым языком, существенно лучше понимают, перерабатывают, запоминают информацию, сообщаемую им средствами жестового языка[8,24]. Однако, указанного оптимизма не разделяет ряд ученых. Так, А. Леве приводит мнение ряда зарубежных сурдопедагогов (К. Брасель, В. Вейскранц, Р. Конрад, Ст. Куинглей, И. Параснис 1977, 1981), которые путем тестирования не обнаружили интеллектуальных преимуществ глухих, рано владеющих жестовой речью, перед глухими, обучающихся оральным методом [10, c. 11].

В общении с миром слышащих (предметном и межличностном) глухие и слабослышащие используют словесный язык в устной и письменной форме.

«Умение пользоваться сложной знаковой системой (языком) является основополагающей предпосылкой для становления мышления, овладения культурными ценностями, а также для развития коммуникативных способностей для взаимодействия и общения с окружающими и интеграции в обществе»[30, c. 225].

К сожалению, качество формируемого словесного языка глухих детей (независимо от применяемого метода обучения) остается низким, не соответствующим требованиям социального общения (речь идет о внятности собственной устной речи и адекватном понимании словесной речи). Низкая внятность устной речи и малая эффективность орального чтения обуславливают тот факт, что в общении со слышащими глухие и слабослышащие предпочитают использовать письменную речь и естественные жесты. Таким образом, словесно-языковая компетентность глухих и слабослышащих в общении со слышащими ограничена. Повышение ее реального уровня продолжает оставаться стратегической задачей современной сурдопедагогической теории и практики [6, c. 61].

Личностные проблемы общения глухих и слабослышащих освещены в научной литературе крайне ограниченно. Л. А. Головчиц отмечает у глухих детей возрастную динамику развития интереса к сверстникам и потребности в общении с ними. У старших дошкольников потребность в межличностном общении резко возрастает. Между детьми возникают привязанности. В этом возрасте в процессе общения глухие дети уже способны к информационному обмену, организации совместных действий, распределению обязанностей в игре[13, c. 23].

Таким образом, изучив различные источники литературы по вопросу особенностей межличностных отношений детей с нарушениями слуха можно сделать вывод, что такие дети не достаточно глубоко понимают всю сложность социальных отношений. У них происходит замедленное формирование социально зрелых межличностных отношений. Это обусловлено объективными трудностями акта коммуникации, которые ведут к недостаточному обобщению и дифференциации социальных контактов. У них слабо формируются положительные отношения к товарищам, отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь.

1.2 Средства развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Разберём более подробно, что же такое «средство развития».

Значение слова «средство», по Т. Ф. Ефремовой, - это прием, способ действия для осуществления, достижения чего-либо [7, c. 654].

С. Ю. Головин определяет «развитие» в нескольких значениях: 1. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности. 2. Расширение, распространение, углубление содержания или применения чего-либо. 3. Процесс и результат перехода к новому, более совершенному, качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему [9, c. 785].

Исходя из данных понятий можно определить, что «средство развития» - это приём или способ действия, направленный на осуществление перехода к новому, более совершенному, качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему.

Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - развитие межличностных отношений детей. Проблема развития навыков общения всегда будет стоять на одном из первых мест в воспитании личности ребенка. Особое внимание уделяется развитию межличностных отношений детей с нарушением слуха, так как они лишены одного из компонентов общения[22, c. 13]. В нашей работе рассмотрено несколько средств развития межличностных отношений детей дошкольного возраста и принцип их действия.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые проявляются в процессе совместной трудовой деятельности. Совместная трудовая деятельность - это общественно полезный и социально значимый процесс, в ходе которого люди объединяются и регулярно взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер[30, c. 42].

Ещё одним средством развития межличностных отношений детей является дидактическая игра. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире. При наличии в дидактической игре четких правил у детей формируется способность управлять своим поведением в различных ситуациях и соотносить его с поведением сверстников[8, c. 12].

Сюжетно-ролевая также является средством развития межличностных отношений. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. В процессе этой деятельности дети берут на себя роли взрослых людей и в специальной, создаваемой самими детьми ситуации воссоздают деятельность взрослых и их отношения между собой. В сюжетно-ролевой игре формируется потребность ребенка оказывать активное воздействие на окружающие предметы. В игре происходит становление основных психологических новообразований - усвоение мотивов деятельности и установление между ними иерархических отношений, развитие действий с символами, формирование произвольной регуляции. В игре дети ориентируются в смыслах и мотивах деятельности взрослых, усваивают правила социального поведения и нравственные нормы, действующие в обществе[17, c. 12].

В театрализованной игре происходит формирование различных сторон личности ребенка. Театрализованная игра - важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций, начал нравственности, влияющих на межличностные отношения. Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, а также овладевает навыками произвольного поведения - учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками[18, c. 34].

Так же одним из важных средств развития межличностных отношений, является общение. Общение-взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности; необходимое условие формирования и развития личности, а также овладения языком. Общение со всеми окружающими - это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и общество. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию[28, c. 48].

Следовательно, общение, деятельность для слабослышащего ребенка являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора.

Музыкальная деятельность - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкально-ритмические занятия направлены на социальную адаптацию детей и всестороннее развитие. Музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека, воздействует на чувство ребенка.

Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями[6, c. 65].

Таким образом, для решения задач развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, применяются такие средства как, трудовая деятельность, дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, а так же общение с музыкальной деятельностью.

1.3 Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактической игры

Дидактическая игра - это средство познания мира через игру. Ребенок с нарушениями слуха изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. В жизни дошкольника с нарушениями слуха дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли[32, c. 48].

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их[8, c. 14]

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность [18, c. 35].

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка с нарушениями слуха, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия [8, c. 34].

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Выделены следующие группы дидактических игр:

. Игры на развитие мелкой моторики

. Игры на развитие восприятия

. Игры на развитие внимания и памяти

. Игры на развитие мышления и воображения

Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено несколько целей. Это и развитие внимания, мелкой моторики, мышления и других психических процессов. В процессе использования предлагаемых игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой. В процессе подбора и описания игр учтены особенности познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом. Игры первой группы направлены на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение для развития внимания, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек. Эти игры особенно важны для детей с нарушениями слуха, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи.

Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в плане - схеме, в частях собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности. В качестве методических приемов используется выбор предметов по подражанию, по образцу, словесной инструкции или описанию.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания, они формируют у дошкольника умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического. Игры, представленные в данной группе, также направлены на развитие творческих способностей детей: использование символов и предметов-заместителей, создание новых образов по геометрическим формам или схемам и т.д.

Роль процессов, которые развиваются в дидактических играх вышеописанных групп, очень велика для общего развития дошкольника с нарушением слуха и межличностных отношений. Развивая мелкую моторику рук, мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки, во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. А такие процессы как восприятие, внимание, память, мышление, воображения составляют основу познавательной сферы человека.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, их поведением.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей с нарушениями слуха. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций [8, c. 6].

Таким образом, можно сказать, что роль дидактической игры в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха велика, поскольку, дидактическая игра формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

Выводы по первой главе

Межличностные отношения - это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат. Средство развития - это приём или способ действия, направленный на осуществление перехода к новому, более совершенному, качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему.

Дидактическая игра - это средство познания мира через игру. Ребенок с нарушениями слуха изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. В жизни дошкольника с нарушениями слуха дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Организация и методы исследования

Цель: подобрать комплекс диагностик, направленных на изучение межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть содержание диагностических методик, выявляющих уровень развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

. Изучить инструкцию по проведению диагностик.

Для выявления уровня развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста нами был подобран комплекс диагностик.

.Социометрическая методика Капитан корабля» Е.О.Смирновой.

2.Диагностическая методика «Два домика» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.

.Диагностическая методика «Выбор в действии».

.Социометрическое исследование «Секрет» Репиной Т.А.

Раскроем более подробно содержание каждой диагностической методики.

Социометрическая методика Капитан корабля» Е.О.Смирновой.

Цель: выявить положение ребенка в группе.

Возраст: старший дошкольный.

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

Кого бы пригласил на корабль в качестве гостей?

Кого бы ни за что не взял с собой в плавание?

Кто еще остался на берегу?

Можно задать ребенку вопросы о его отношении к сверстникам: с кем бы он хотел дружить, а с кем дружить никогда не станет; кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовет; с кем бы он хотел сидеть за одним столом, а с кем - нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3 имени сверстников, с которыми они предпочли бы «жить в одном доме» или «плыть на одном корабле». Еще более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Вот эти дети, которых избегают и отвергают сверстники, и должны стать предметом пристального внимания и практической работы психолога.

Методика «Два домика» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном - игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов.

Старшие дошкольники (5-7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Методика «Выбор в действии».

Цель методики: изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующая.

Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:

«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место». После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.

В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:

С=K÷(n-1)×100%

Где С - статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; n - количество детей в тестируемой группе. Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.

Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.

Оценка результатов

баллов - показатель С ребёнка равен 100%.

-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

Выводы об уровне статуса ребенка

баллов - очень высокий.

-9 баллов - высокий.

-7 баллов - средний.

-3 балла - низкий.

-1 балл - очень низкий.

Социометрическое исследование «Секрет» Репиной Т.А.

Цель: изучение взаимоотношений между детьми в группе.

Каждого ребёнка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трём детям группы. После этого подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «непринятых», «изолированных». I - «предпочитаемые» - 6-7 выборов II - «принятые» - 3-5 выборов III - «непринятые» - 1-2 выбора IV - «изолированные» - не получившие ни одного выбора.

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе (УБВ): соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4).

УБВ высокий при I+II > III+IV

УБВ средний при I+II = III+IV ( или незначительном расхождении)

УБВ низкий при I+II < III+IV

Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%) Инструкция: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки. Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной (ребёнку дают три картинки)»

2.2 Подборка комплекса дидактических игр на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу дошкольников не только на творческо-поисковом уровне, но и по изучению материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной активности[8, c. 69].

В нашей работе мы подобрали комплекс дидактических игр, направленных на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Комплекс игр направлен на развитие сплочённости между детьми, умение слушать собеседника, умение договариваться.

Таблица 1 - Комплекс дидактических игр, направленный на сплочённость между детьми

№Название игрыЦель игрыМетодические приёмыОборудование1«Скульптура»Развивать сплочённость между детьми.ОбъяснениеСчётные палочки2«Ты мне нравишься»Развивать сплочённость между детьми.Объяснение ПримерКлубок цветной шерсти3«Дотронься до…»Развивать сплочённость между детьми.Объяснение

Сплоченность коллектива является ее важной социальной характеристикой.

Сплоченность - это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива. Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. Сплочённость - это важнейшая характеристика коллектива. Показателями сплоченности коллектива являются - ценностно-ориентационное единство и адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности.

Таблица 2 - Комплекс дидактических игр, направленный на формирование умения слушать собеседника.

№Название игрыЦель игрыМетодические приёмыОборудование1«Говорящие очки»Формирование умения слушать собеседникаОбъяснениеСолнцезащитные очки со сравнительно светлыми стёклами2«Лунный камень»Формирование умения слушать собеседникаОбъяснениеКрасивый камень3«Волшебна палочка»Формирование умения слушать собеседникаОбъяснениеПалочка

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

В этом возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса.

Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Таблица 3 - Комплекс дидактических игр, направленный на формирование умения договариваться.

№Название игрыЦель игрыМетодические приёмыОборудование1«Рукавички»Формирование умения договариватьсяОбъяснениеРукавички с различными незакрашенными узорами, карандаши.2«Весёлое лото»Формирование умения договариватьсяОбъяснение28 карт с изображениями разных предметов3«Соберём котёнка вместе»Формирование умения договариватьсяОбъяснение Показ иллюстрацииДетали из бумаги разного цвета и формы

Умение договариваться стало не просто умением, которым можно владеть или не владеть. Умение договариваться стало потребностью и необходимостью, потому что вся наша жизнь проходит в постоянном процессе общения.

Таким образом, можно отметить важность таких умений как слушать собеседника, умение договариваться и сплочённость коллектива. В разработанном нами комплексе представлены дидактические игры по каждому из данных направлений.

Выводы по второй главе

Эмпирическое исследование проводилось с целью выявления уровня развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Для проведения исследования нами использовались диагностические методики «Капитан корабля» Е.О.Смирновой, «Два домика» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Выбор в действии», «Секрет» Репиной Т.А. Нами был подобран комплекс дидактических игр, направленный на развитие межличностных развитий. Он включает следующие игры: «Скульптура», «Ты мне нравишься», «Дотронься до…», «Говорящие очки», «Лунный камень», «Волшебна палочка», «Рукавички»,«Весёлое лото», «Соберём котёнка вместе».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межличностные отношения - это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Средство развития - это приём или способ действия, направленный на осуществление перехода к новому, более совершенному, качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему.

Дети, имеющие нарушения слуха имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми имеющих сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, следует сказать о необходимости использования игровых методов по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом. В частности, одним из главных методов, является дидактическая игра.

Дидактическая игра - это средство познания мира через игру. Ребенок с нарушениями слуха изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. В жизни дошкольника с нарушениями слуха дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности.

В процессе данного исследования были изучены межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Своеобразие протекания процессов восприятия, связанное с нарушением слуха, отрицательно сказывается на формирование коммуникативной компитентности, в том числе на характере межличностных отношений.

Эмпирическое исследование проводилось с целью выявления уровня развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Для проведения исследования нами использовались диагностические методики «Капитан корабля» Е.О.Смирновой, «Два домика» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Выбор в действии», «Секрет» Репиной Т.А.

Нами был подобран комплекс дидактических игр, направленный на развитие межличностных развитий. Он включает следующие игры: «Скульптура», «Ты мне нравишься», «Дотронься до…», «Говорящие очки», «Лунный камень», «Волшебна палочка», «Рукавички»,«Весёлое лото», «Соберём котёнка вместе».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Богданова,Т.Г. Сурдопсихология [Текст]./ Т.Г. Богданова. - М.:Академия, 2002. - С. 203.

. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. - М.: Советский спорт,2004. - С. 303.

. Венгер, Л.А Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л. А. Венгера, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - С. 144.

. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб., 2003. - С.654.

. Генденштейн, Л.Э., Мадышева, Е.Л. Арифметические игры для детей 6-7. [Текст] / Л.Э.Гендельштейн. - М., Харьков: Илекса:1998. - С.48.

. Герасименко, Ю. А., Карпова, Г. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: Монография. [Текст] / Ю.А. Герасименко. - Урал. 2004. - С.43.

. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. [Текст] / С.Ю. Головин. - Минск:Харвест. 1998.-С.800.

. Головчиц, Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. [Текст] /Л.А. Головчиц. М.: ООО умиц «Граф пресс», 2003. - С.160.

. Гуревич, П.С. Психологический словарь. [Текст] / П.С.Гуревич. - ОЛМА Медиа. Групп. 2007.- С.800.

. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. [Текст] / Г.Л. Зайцева. - М., 1992. - С.188.

. Зайцева, Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. Дефектология, №3 [Текст] / Г.Л. Зайцева. -1995. -С.167.

. Кардаш, Л.А. Педагогическое взаимодействие коррекционного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушениями слуха.: Дис…канд. пед. наук / [Текст] /Л.А. Кардаш. - Екатеринбург: 2005-С.138.

. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. [Текст] /Я.Л. Коломинский. - Мн.: Тетра Системс, 2000. -С.256.

. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир. [Текст] / М.В. Крулехт. -СПб.: Детство-Пресс. 2002.-С.138.

. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. [Текст] / Е.Н.Лебеденко. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- С.247.

. Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: история, методы, возможности (перевод с нем.). [Текст] /А. Леве. - М., 2003.-С.142.

. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя. [Текст] /А.И. Максакова. - М.: Просвещение, 1983.-С.144.

. Недоспасова, В.А. Растем, играя. [Текст] /В.А. Недопасова. - М.: Просвещение, 2003.- 256.

. Немов,Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 4-е изд., [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение. 2001. -640с.

. Носкова, Л.П. Игра в жизни детей с нарушениями слуха. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. [Текст] / Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 1993. - С.104.

. Пуйк, Т.Э. Особенности оценки и самооценки социально значимых черт личности у глухих школьников. Исследование личности детей с нарушениями слуха. [Текст] / Т.Э. Пуйк. - М., 1988.- С.263.

. Речицкая, Е.Г., Пархалина, Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. [Текст] / Е.Г. Речицкая. - М., 2000.- С.154.

. Сабуров, В.В. Технологическая модель подготовки родителей для повышения коррекционной направленности воспитания в семье детей с нарушениями интеллекта и пути ее реализации: Дис…канд. пед. Наук. [Текст] / В.В. Сабуров.- Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1999.- С.142.

. Смирнова, А. Н. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. [Текст] / А.Н. Смирнова. - М.: Просвещение, 2005. -С.274.

. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение. 1981. -С.640.

. Таварткиладзе, Г.А., Васильева, Л.Д. Раннее выявление нарушений слуха у детей первых лет жизни. Метод. реком. [Текст]/ Г.А. Таваррткиладзе. - М.: Просвещение. 198. -С.15.

. Флери, В.И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе. [Текст]/ В.И. Флери. - СПб. 1935.- С.145.

. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. [Текст]/ К. Фопель. - М., 2001. - С.302.

. Цукерман, И. В. Глухота и проблема общения. [Текст]/ И.В. Цукерман. - М.: Просвещение. 198. -С.360.

. Шибутани, Т. Социальная психология. [Текст]/ Т. Шибутани. - М.: Просвещение. 1969. -С.193.

. Шматко, Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. [Текст]/Н.Д. Шматко. - М.: Просвещение. 1995. -С.240.

. Шулежко, Е.Е., Ершова, А.П., Букатов, В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. [Текст]/ Е.Е. Шулежко. - Красноярск, 1990. -С.321.

. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. [Текст]/ П.А. Янн. - М. 2003. - С.146.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

.1. Дидактическая игра «Скульптуры».

Цель игры: развивать сплочённость между детьми.

Материал: каждому ребёнку по одной счётной палочке.

Ход игры: каждый из играющих берёт по одной палочке. Один начинает игру: он кладёт палочку посреди группы на пол. Второй кладёт свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Нужно расположить палочки так, чтобы из них получилась какая-нибудь фигура. Потом палочки убираются, и предлагается выложить такую же фигуру из тел, при этом каждый должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы.

2. Дидактическая игра «Ты мне нравишься (паутина)».

Цель игры: развитие сплочённости детей.

Материал: клубок цветной шерсти.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сесть в один общий круг. Пару раз обматывает свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и прокатывает клубок в сторону одного из детей. После того, как клубок передан, ребёнку говорят: "Коля (Маша, Петя!) ты мне нравишься, потому что… (всегда помогаешь другим детям, всегда вежлив с взрослыми и детьми, всегда очень аккуратен)". Выслушав обращённые к нему слова ребёнок обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого ребёнок должен подумать и решить, кому передать клубок дальше и сказать чем нравится ему выбранный сверстник. При этом можно говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нём нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так игра продолжается всё дальше и дальше. Нужно хорошо запомнить, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Воспитатель следит, чтобы все дети были задействованы в плетении паутины. Постепенно "паутина" будет расти. Ребёнок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребёнок наматывает свою часть на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

. Дидактическая игра «Дотронься до…»

Цель игры: развивать сплочённость между детьми.

Ход игры: дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронутся до этого цвета. Больше двух детей до одного участника игры дотрагиваться нельзя.

. Дидактическая игра «Говорящие очки».

Цель игры: развивать умение слушать собеседника.

Материал: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стёклами.

Ход игры: все дети садятся в общий круг. Ведущий надевает очки, поворачивается направо и смотрит на своего соседа, который спрашивает: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Как только ребёнок в волшебных очках услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого он снимает волшебные очки и передаёт их своему соседу слева. Когда его сосед наденет очки, уже бывший ведущий обращается к нему с заклинанием. И новый ведущий в волшебных очках говорит о нём добрые и приятные слова. Игра продолжается, пока очки не обойдут по всему кругу.

. Дидактическая игра «Лунный камень».

Цель игры: развивать умение слушать собеседника.

Материал: красивый камень.

Ход игры: дети, расположившись в кругу, произносят знакомые стихотворения, скороговорки, загадки, считалки, чистоговорки по одному слову по очереди. Для того чтобы очередь строго соблюдалась, дети по кругу передают лунный камень. Пока камень у говорящего, другие дети молчат.

. Дидактическая игра «Волшебная палочка»

Цель игры: развитие словарного запаса детей, развивать умение слушать собеседника.

Материал: палочка.

Ход игры: дети становятся в круг. Воспитатель с помощью детей выбирают тему, о которой будут говорить. «Будем говорить про котёнка всё, что знаем». Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котёнок (подбор слов-прилагаетльных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет слово и передаёт палочку следующему и т.д. Повторять слова нельзя. Если кто-то не может подобрать слово, другой участник может ему «подарить» своё слово. Когда палочка дойдёт до середины круга, воспитатель меняет задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котёнок может делать» (подбор слов-глаголов).

. Дидактическая игра «Рукавички».

Цель игры: учить договариваться друг с другом.

Материал: рукавички с различными незакрашенными узорами, карандаши.

Ход игры: каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги рукавичка. Предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Дети ходят по группе и ищут свою пару. После того, как каждая пара рукавичек встретилась, дети должны договориться и раскрасить одинаково рукавички.

. Дидактическая игра « Весёлое лото».

Цель игры: учить договариваться друг с другом.

Материал: 28 карт, разделенных на 2 клетки, в каждой из них нарисованы разнообразные предметы одежды, обуви, мебели, посуды, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, школьные принадлежности.

Ход игры: игроки получают по 5 карт. Первым начинает тот, кто имеет карточку с изображением двух предметов, относящихся к одному родовому понятию. Ходят по очереди, составляя цепочку из карточек так, чтобы картинки, приставляемые друг к другу относились к одному родовому понятию. Если у игрока нужной картинки не оказывается, любой играющий может предложить ему свою.

. Дидактическая игра «Соберём котёнка вместе».

Цель игры: учить договариваться друг с другом.

Материал: три фланелеграфа в рамках; три коробки с деталями оранжевого, белого, черного цвета. Детали выполнены из разной по тактильным ощущениям ткани: мех, лен, бархат; имеют круглую, овальную, треугольную, квадратную, прямоугольную форму и разный размер.

Ход игры: в гости к детям приходит кошка, у которой есть три котенка: Белыш, Черныш и Рыжик. Кошка рассказывает детям про своих котят и жалуется, что у нее нет их фотографий. Воспитатель предлагает детям сделать для кошечки портреты котят.

Вот тут детали разного цвета, формы и размера. (Для младщей группы - детали в коробках, разобраны по цвету. Для средней группы - все детали можно смешать). Надо выбрать подходящие и сделать портреты котят. Давайте вспомним, как зовут котят?

Белыш, Черныш, Рыжик.

А как вы думаете, почему их так назвали: Белыш, Черныш, Рыжик?

Потому что Белыш - этот котенок белого цвета. Черныш черного цвета. Рыжик - рыжий.

Выберите себе друга и договоритесь, портрет какого котенка вы будете делать.

Дети делятся на три команды, воспитатель выясняет, какого котенка будет делать каждая команда.

Когда «портреты» готовы, воспитатель просит рассказать детей про котенка, которого они собрали. Как зовут котенка? Что есть у котенка, и какой формы? (голова круглой формы, туловище овальной формы) Какая шерсть у котенка? (мягкая, жесткая, пушистая, щелковистая.). Что делает котенок?

Теги: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр  Курсовая работа (теория)  Психология
Просмотров: 31178
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр


Источник: http://diplomba.ru/work/109226

Закрыть ... [X]

5 способов победить ПМС Лимон после пилинга

Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха M Forum - События. - Powered by XMB
Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха MoeTV. org Хороший портал о кино
Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха Вещи умершего человека, что с ними делать?
Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха Воспаление лимфоузлов на шее: болезнь или симптом?
Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха Годовщины свадеб и их названия по годам (юбилеи свадеб)
Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха Детская стоматология в Челябинске - лечение зубов
Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха Как пользоваться фрезой для снятия гель лака - Классификация
Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха Как разлюбить безотказные приемы
Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха Косметика Golden Rose
Микроэлементы Окрашивание Sun Kissed Hair - Одноклассники Перепелиные яйца. Польза перепелиных яиц Почему облазит кожа на пальцах рук: причины Причёскисхемы к ним ВКонтакте Прыщи у собаки - Форум ветеринарной клиники Белый Клык Фильм Свадьба (1944) - актеры и роли - советские