Нетленная красота кроткого и молчаливого духа

Нетленная красота

Сокурова О. Б.

Тишина. Тайна. Свет

Мы решаемся прикоснуться к величайшей тайне мироздания – тайне женщины. Мы попытаемся говорить о сути ее Божественного призвания.

Этой теме гораздо больше соответствует не разговор, а молчание. Ведь сущность женщины вообще связана с глубокой таинственной тишиной. «Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», - так апостол Петр определил эту сущность (1 Петр. 3,4). Каждое слово здесь – истинное откровение. Откровение не отменяет тайну, тем более не перечерчивает ее, но позволяет узреть ее непостижимую глубину. Тайна становится еще более таинственной, ибо она не нарушена, а сохранена богооткровенным словом. Здесь мы видим внутреннюю связь Тишины и Слова.

Великой благодатной тишиной и кротостью исполнен образ Богоматери. Писание свидетельствует о Ее изумительной молчаливости. Но Ее молчаливое кроткое присутствие ощущается в каждой строке писания. Оно чувствуется и в глубине нашей каждодневной жизни. Именно ей было дано принять Слово Божие и дать Ему Плоть. И Превечное Слово, воплотившись, не нарушило Ее пречистой тайны.

Итак, Божия Матерь свидетельствует о неразрывной взаимосвязи женственного таинственного и кроткого молчания и мужественного богооткровенного Слова. Слово рождается из тишины.

«Говорить надо так, чтобы слова твои были лучше молчания», - считал глубочайший стихийный писатель-философ ХХ века Андрей Платонов. Мир, в котором он жил, напоминал планету, перенесшую какой-то великий космический катаклизм. Словно все прежнее взорвано, безвозвратно погибло, утрачен смысл бытия. И все приходится мучительно постигать заново. Плутая по пустырю вавилонской стройки, отыскивать песчинки заброшенных истин и бережно складывать их в вещевой мешок нового опыта – потрясающего, катастрофического опыта ХХ столетия…

Герои платоновского «Котлована», например, смертельно мучаются потерей смысла бытия. И вдруг им, таким разным, начинает брезжить свет – свет забытой любви к женщине из далекого прошлого, которая несла в себе тайну жизни. Женщина умирает от голода, но остается девочка Настя (Анастасия – «воскресение»). Ее дочь. В этом ребенке сосредоточены теперь вся забота, вся нежность и надежда огрубевших мужчин. Умирает в конце концов и она, тихая жертва стройки века, но окружавшие ее люди прояснели душою – они нашли смысл, который оказался не на могильном дне котлована, а на дне живого человеческого сердца и проступил в понимающей жалости и любви, в «горевании» о крестной судьбе своего народа. Женское хрупкое существо стало жертвенным проводником к этому смыслу.

Так могут ли слова быть лучше молчания? Не знаю. Каждый из нас помнит по собственному опыту, что главные отношения между людьми происходят не на уровне слов, а на уровне молчания. Настоящее слово вмещает в себя всю полноту тишины, оно исполнено тишиною. Существует поразительный текст св. Дионисия Псевдо-Ареопагита: «В сверхлучезарном мраке молчания скрываются простые, совершенные и нетленные тайны богословия». Обратим внимание: молчание таинственно и светоносно. На путях обретения такого молчания, на путях внутреннего духовного делания и следует искать Нетленную красоту…

Женщина и мир

Современный мир направлен против тишины и тайны. Он не выносит тишину и пытается представить дело так, будто тайны вовсе нет. Шумами он стремится заполнить свою пустоту, а отрицанием тайны оправдать свою пошлость.

Все это имеет прямое отношение к женщине. Осквернен храм женского тела – он остался без покрова смирения, скромности и стыдливости и потерял благодать. Святая святых этого храма – душа, ее таинственная глубина вывернута наружу, препарирована и унижена психоанализом. Современный мир низок. Русский философ Б. Вышеславцев отмечал, что два главных соблазнителя ХХ века – Маркс и Фрейд – при всем своем различии схожи тем, что в своих взглядах осуществили «сублимацию на понижение»: первый – жизнь общества, в том числе высшие ее проявления, объяснял процессами в нижней, материальной сфере, в производственном базисе; второй – высшие проявления человеческого духа, творчества, культуры низводил к половым комплексам… Темная тайна – тайна извращенного духа и плоти пришла на место тайны светлой, Божественной. Все началось с того, что с древа познания был сорван запретный плод, а кончается тем, что для падшего человеческого ума не осталось заповедных зон. Самые глубокие интимные отношения мужчины и женщины выставлены на всеобщее обозрение, отданы на продажу. То, что должно быть сокрыто, открыто максимально. Это не откровение, а именно позорище и кощунство. В глобальном масштабе повторяется хамов грех.
«Светильник тела есть око». Современный мир смотрит на женщину нечистыми глазами и не способен увидеть ее глубинной сути.

А, между тем, эта суть связана с тайной Божественного творения. Ведь женщина – венец творения, и потому именно в ней сосредоточена вся красота и тайна его живой гармонии.

Последнее имя, которое было найдено Адамом по Божьему повелению, было имя его жены: Ева = жизнь.

Современная цивилизация смертоносна, и потому она направлена против женщины. Сегодня уже все осознают масштабы и близость экологической катастрофы. Женщина беззащитно выставлена обществом под главную ударную силу волны «технологического прогресса».

Нельзя утверждать, однако, что женщина – лишь жертва. Она несет огромную меру ответственности и за себя, и за живое творение, поскольку, как это ни прискорбно, во многом предала свою суть. Ни одно живое существо, кроме женщины, не истребляет своего потомства. Женщина-детоубийца, Ева – носительница смерти… Поистине, мы живем в перевернутом мире. Если приближается антихрист, если существует антимир, то, по-видимому, должна сформироваться и  антиженщина. Недавно в прессе промелькнуло такое точное выражение: «жены-злобоносицы». Это – итог, а где первопричина, где корни?

Как всегда, корень зла – в его первоисточнике. Люцифер носил такое имя потому, что был «сыном света», но из-за гордыни своей превратился в князя тьмы. С тех пор этот величайший завистник стремится «поменять знаки», перевернуть наизнанку все, что есть в мироздании. Вот отчего, наверное, он приступил прежде к Еве – дабы она из той, чье имя «жизнь», превратилась в виновницу смерти.

Однако, его победа была временной. По обетованию, «семя жены сотрет главу змия». Через Богоматерь произошло восстановление истинной изначальной сути женщины, во всей полноте было явлено ее Божественное предназначение. Оно предстало в новом, высшем качестве: если наша прородительница Ева давала своему потомству жизнь плотскую, биологическую, то Новая Ева в лице Богородицы, не отменив, а утвердив подвиг материнства, в то же время положила начало духовному рождению нового человечества (или Богочеловечества) в жизнь вечную.

С этого момента каждая из нас оказалась перед очень ответственным выбором: или идти вслед за Богоматерью, становясь помощницей в спасении мира и человека, или, следуя за апокалиптической блудницей, вести к погибели… Есть первый, узкий, и второй, широкий, путь. Третьего не дано. Главные ориентиры узкого пути находим мы в Евангелии.

Женские образы Евангелия

Можно утверждать, что Сын Божий, придя на землю, совершил коренной переворот во взгляде на женщину, в отношении к ней, в представлении о ее призвании. Ни на Западе, ни на востоке до (а во многом и после) Его прихода человечество не знало ничего подробного.

Начнем с того, что одну из первых богословских бесед господь ведет именно с женщиной! С женщиной из Самарии – области, с жителями которой иудеи даже не сообщались, поскольку считали их нечестивыми. Вступив в разговор с женщиной, да еще и самарянкой, Христос совершает, таким образом, двойное вопиющее «нарушение» общепринятых норм. Но есть еще и третье «нарушение», которое требует особого внимания: само содержание беседы переворачивает укоренившиеся представления о духовных возможностях женщины.

Разговор начался вроде бы с простого бытового уровня. Христос попросил у женщины пить. Было около шестого часа. Ученики отлучились в город, чтобы купить какую-нибудь еду, а Он, Устав, присел у колодца. Вот тогда-то и подошла женщина с сосудом, и между ними началась беседа – потекла, как живая вода, и ем больше мы вглядываемся в нее, тем больше находим в ней необычного, именно таинственного, содержащего второй, сокровенный духовный план.

Характерно, что встреча произошла у колодца. Колодец – это образ неисследимой глубины. Глубины человеческого сердца. Глубины памяти. Тот колодец, у которого Христос вел разговор с самарянкой, был связан с памятью об Иакове, внуке праотца Авраама. Аврааму было обещано Богом-Троицей многочисленное, как песок морской, потомство «из всех народов земли», то есть потомство не по кровному родству, а по истинной вере. И вот наступил момент, когда пророчество начало сбываться, когда жатва созрела, и первым колоском в этой великой жатве оказалась женщина-самарянка, будущая духовная дщерь Аврамова.

Христос попросил у нее воду, и разговор шел главным образом о воде. Вода дает жизнь, из воды произошло все живое. Женщина тоже дает жизнь. Ее природа глубоко связана со стихией воды. Однако самарянка, конечно, поначалу ни о чем таком не задумывалась. Она просто удивилась, что к ней обратился Иудей. Еще больше удивилась она, когда Он заговорил с ней о воде живой: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую я дам ему, не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4, 13-14).

Чтобы понять, какую воду имел в виду Христос, важно вспомнить, что незадолго до встречи с самарянкой к Нему тайно, ночью приходил Никодим – один из ученейших фарисеев своего времени. Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю я тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3,5).

Вода и Дух… С ними связана тайна бытия (сравним: «Дух Божий носился над водою» вначале Книги Бытия), тайна крещения во оставление грехов, тайна Спасения (из прободенного ребра Распятого Господа вместе с кровью истекала вода, знаменуя источник жизни вечной). Никодим не сразу смог вместить эту тайну. Он не понял слов о Духе, Который дышит, где хочет, о рождении свыше от воды и Духа – и Господь упрекнул его в том, что он, учитель Израилев, не знает самого главного. Чтобы раскрылись духовные очи Никодима, Господь свидетельствует о свете, который пришел в мир с Сыном Божьим. Свет – вот результат взаимодействия воды и Духа! (В Книге Бытия тоже вслед за словами о воде и Духе идет текст: «И сказал Бог: да будет Свет. И стал Свет»).

Замечательно, что и женщина, которую встретил Христос у колодца и с которой говорил о тех же глубочайших богословских истинах, что и с Никодимом, носила имя Фотиния – Светлана, «светлая». Говоря с ней о живой воде, Господь ведет ее к свету Своего учения.

Как и Никодим, она тоже не сразу поняла Его слова и упорно хотела придать им «удобовместимый» бытовой смысл: «Господи! Дай мне этой воды – воскликнула она с наивным простодушием, кроткого - чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Но Он не позволяет ей остаться на поверхности, а упорно ведет в таинственную глубину «колодца» души человеческой. Для этого Он показывает ей, что знает ее сугубо личную, видимо, тщательно скрытую ото всех тайну: «у тебя было пять муже, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4,18). Пораженная Фотиния видит в Нем вначале пророка. Но потом Он говорит совсем удивительные и таинственные вещи – о поклонении Отцу не на каком-то внешнем конкретном месте, а в «сокровенном сердце человеке», в духе и истине. И Фотиния угадывает, что надо сказать далее, ибо она уже оставила поверхностный бытовой слой, она оставила и слой душевных переживаний – и теперь бесстрашно устремляется в духовную глубину за Ним, своим Учителем. «Знаю, - говорит она, - что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4,15). Да, она угадала! В глубине сердца ей открылась тайна, и Господь подтвердил: «Это Я, Который говорю с тобою».

В это время приходят ученики. Их поражает сам факт, что Христос говорит с женщиной-иноплеменницей. Каково же было их удивление, когда они узнали содержание разговора! Далее следует замечательная деталь: Фотиния оставляет свой водонос – она просто забывает о нем и о своих бытовых обязанностях, обо всем на свете. Она бежит в город свидетельствовать о Христе, она приводит к нему своих соплеменников – она становится равноапостольной. Светлая по имени, она становится таковой по сути. Позади осталась сложна и запутанная жизнь, и те пять мужей, и тот не истинный, кто внешне был с нею рядом, и вообще все внешнее и ложное осталось позади – а впереди было апостольское служение, было поклонение Богу в духе и истине, была мученическая смерть за Христа, была встреча с Небесным Женихом.

Рассказу о Самарянине соответствует таинственный текст в Откровении Иоанна Богослова: «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22,17).

Бездонна глубина колодца с живой водой. Бездонной оказалась и глубина женской души – этот «сокровенный сердца человек», способный благодарно воспринять животворные дары Святаго Духа – с тем. Чтобы из этого источника истекали реки воды живой для других жаждущих.

Когда-то сказанные о женщине слова: «Нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2,18), теперь раскрываются в новом смысле: она становится помощницей в деле спасения души. Мир же видел (и продолжает видеть) в женщине только «скудельный сосуд», только существо «второго сорта». Сферой существования которого является быт, а целью – разнообразное служение плоти. Христос первым сказал, что она призвана к высшей, духовной деятельности («все же остальное приложится вам»).

Известная история Марфы и Марии служит тому подтверждением. Внимание многих из нас как-то проскальзывает мимо того факта, что Марфа занималась «сугубо женским» делом, усердно выполняла главное, по мирскому мнению, свое назначение (увы, и многие православные склонны видеть и прославлять в женщине только одну хлопотливую Марфу). Но Христос в ответ на жалобы и упреки усталой женщины сказал известные слова о ее тщетной многозаботливости и защитил, возвысил Марию: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10,41).

В нашей Церкви это евангельское повествование читают в соединении с отрывком из следующей главы Евангелия от Луки: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево. Носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 27-28).

Вдумаемся в это неслучайное, премудрое соединение текстов. Во втором отрывке женщина воздает хвалу Богоматери, прославляет Ее материнский подвиг, Ее Пречистую плоть. Господь, не отменяя этого прославления, напоминает о высшем духовном подвиге Богоматери, ибо Она в наибольшей полноте и совершенстве услышала слово Божие и исполнила его: Она дала Слову Плоть. Но прославление Свое Господь произносит не в единственном, а во множественном числе («блаженны…»). Тем самым Он призывает нас всех идти вослед Своей Пречистой Матери, подражать Ей в деле послушания и исполнения воли Божией.

Во втором отрывке подтверждена иерархия духа и плоти, возвышено духовное делание над делами плоти – именно так, как было и в случае с Марфой и Марией.

Значит ли это, что служение Марфы умалено, что его вообще можно отменить? Безусловно, нет. Впоследствии Марфа в Духе исповедовала Христа Сыном Божиим и явила веру в то. Что Он может воскресить из мертвых ее брата, «четверодневного» Лазаря. Какова же была сила и твердость ее веры! Вместе с Марией она прославлена Церковью как равноапостольная… Мягкий упрек. Который заслужила Марфа от Учителя в ответ на свой ропот и осуждение Марии, указывал на неблагополучие ее духовного состояния в тот конкретный момент: раздражения бы не было, если бы, как говорил Феофан Затворник, руки делали свое дело, а душа была в своем месте – у ног Христа.

Душа никогда не сможет удовлетвориться плотским деланием, ее хлеб насущный – пища духовная. Поэтому среди многочисленных «марфиных» забот, неизбежно сопровождающих жизнь женщины в миру (как, впрочем, и в монастырских обителях) не забудем о своей внутренней «Марии», и тогда наша усталость будет благой, труды – успешными, дух – мирным. Дела тщетны, если не являются плодом Духа Любви, а любовь дается нам через Христа.

Мария у ног Христа… Незабываемо евангельское повествование о ней, когда незадолго до Его крестного подвига она обливала Его ноги слезами, помазывала их драгоценным нардовым миром… Если попытаться перевести то, что она делала молча, на язык слов, мы услышим молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную». Сердце, движимое Духом Утешителем, прощалось со Христом и молило о прощении. Сердце, исполненное покаянием и любовью, было зрячим и оказалось прозорливее лучших учеников. Быть может, именно потому Мария первая увидела Его Воскресшим.

В свое время Учитель изгнал из нее семь бесов. Евангелие свидетельствует, что Он исцелил от злых духов и болезней и других женщин: тещу Симона-Петра, у которой была сильная горячка; кровоточивую, страдавшую этим недугом 12 лет; женщину, согбенную в течение 18 лет… Во всех этих физических страданиях можно увидеть и аналогии духовных недугов, терзавших несчастных и грешных дочерей Евы на протяжении тысячелетий: это и горячка страстей, и «блудное возбешение», и согбенность, униженность души, и непрестанная страдальческая кровоточивость сердца… «Девица, тебе говорю – встань!» - этот призыв, обращенный к умершей отроковице, также можно «перевести» как призыв к душе человеческой восстать от смертного сна.

Есть еще один призыв, который мы не раз встречаем в евангелии: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Иди с миром», (Лк. 8,48).

Действительно, евангельских женщин отличает противоречивое, на первый взгляд, сочетание двух качеств: покаянного состояния души («плача духовного») – и редкостного дерзновения веры.

Кровоточивая дотронулась в толпе до Его одежды с твердой верой – и получила исцеление. Хананеянка неотступно следовала за Ним, просила о бесноватой дочери. Он молчал, долго не замечал ее – испытывал веру. Затем усилил испытание, сторого сказав: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Она отвечала со смирением сердца и мужеством веры: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со столов хозяев». Тогда Христос сказал: «О женщина! Велика вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему». И исцелил дочь ее в тот час. (Мф. 15,28).

О мужественных женах и милосердных мужах

История Церкви свидетельствует, что во все времена от женщины-христианки требовалось незаурядное мужество веры. «Кто нас отлучит от любви Божией: скорби, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8,35).

Действительно, призывая женщину к духовному подвигу наравне с мужчиной, Господь не делает для нее никаких послаблений. Напротив, наш современный мир, с его гуманистической ересью, лукаво «жалеет» женщину, потворствуя ее похотям и прихотям. За такой «жалостью» скрыто глубочайшее презрение к ней и равнодушие к ее судьбе, а в конечном счете – жестокость. Жестокость состоит в том, что своими «послаблениями» мир губит женщину и незаметно для нее делает ее орудием всеобщей духовной погибели. Христос и Его Церковь относятся к женщине со строгой взыскательностью. Только такое отношение спасительно для нее и возводит ее на небывалую духовную высоту.

В сонме святых Церкви Христовой есть преподобные, равноапостольные, блаженные, праведные – и мужи, и жены – без предпочтения тех или других или возвышения одних над другими. Есть мученики и мученицы…

Мужество христианских мучениц и подвижниц, укрепляемых Христом, поистине беспримерно. Святую великомученицу Варвару, например, били воловьими жилами, строгали ее тело железными крючьями и опаляли горящими свечами, а под конец ее били тяжелым молотом по голове и родной отец казнил ее… Частица ее мощей была одной из первых святынь, которой поклонялась новокрещенная Русь. Ведала ли тогда наша родина, какой мученический путь у нее впереди? Ведала ли, что на исходе ХХ века в конце списка канонизированных русских святых, пострадавших за веру Христову, появится имя еще одной св. Варвары – новомученицы, келейницы св. Великой княгини Елизаветы Федоровны? Вместе со своей духовной наставницей св. Варвара прошла крестный путь до конца. Вместе с нею и другими членами императорского дома была сброшена в шахту старого рудника в Алапаевске. Из глубины шахты некоторое время слышалось пение Херувимской. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами, Великая княгиня из лоскутов своей одежды делала бинты и перевязывала раны пострадавшим с нею. Когда нашли нетленные тела новомучениц, их пальцы оказались сложенными для крестного знамения. В 1921 году святые останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма св. Марии Магдалины. Затем, в мае 1982 г., в праздник святых Жен Мироносиц, их перенесли в самый храм. Так встретились подвижницы первого и одиннадцатого часа христианской веры. Разделенные во времени, они едины в духе. Ибо возлюбили много…

В подвигах христианок первых веков и святых русских жен можно найти немало общих черт. Трудно представить, сколько душевных мук претерпела святая Наталия, когда укрепляла мужа перед страданиями и когда во время казни сама положила ноги и руки любимого под дробящие удары молота. Святая София призывала дочерей не щадить себя ради Христа, неотступно пребывала с ними во время пыток – и умерла на их могиле. А у нас на Руси Евфросинья Суздальская в письме к своему отцу, князю Михаилу Черниговскому, просила его оставить колебания и принять смерть за Христа в ханской ставке. Известно, что она была глубоко образованна, прекрасно знала древних философов и славилась своей мудростью. В этом отношении она напоминает св. великомученицу Екатерину, которая победила в богословском споре 50 александрийских мудрецов и обратила их в христианскую веру.

Подобных примеров мужества и мудрости женщин-христианок можно привести еще множество. Ограничусь тем, что напомню об очень значимых словах, сказанных некогда святой мученицей Евгенией. Она тайно подвизалась в мужском монастыре, впоследствии по необходимости открылась отцу и народу и возвестила им: «Такова сила святого имени Христова, что ею и слабые жены не уступают в твердости сильным мужам, и не полагается различия между людьми, кроме степени веры. Все мы одного духовного естества во Христе Иисусе, перед Которым не полагается различия между мужами и женами, как свидетельствует учитель христианский Павел…».

Очевидно, святая имела в виду известные слова апостола из послания к Галатам: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галл. 3,28). Это значит, что мы, мужи и жены, братья и сестры, едины во Христе и равны в духовном призвании. А это и есть единственное истинное равенство. Оно глубоко отличается от того, за которое сражаются «эмансипэ» и феминистки последних времен.

Заповеди блаженства обращены ко всем. Блаженны плачущие, кроткие, милостивые… Разве это относится только к женам? Нет, и к мужам. С другой стороны: блаженны алчущие и жаждущие правды, гонимые за имя Христово… Женщины наряду с мужчинами призваны к правдоискательству и твердому перенесению гонений и скорбей. Женщина, изнеженная и немудрая, теряет в своей женственности. Мужчина, лишенный кротости и милосердия, язычески жесток…

Но могут возразить, что в современном мире можно встретить довольно много женоподобных мужчин и мужеподобных женщин. Однако это совсем не то, что имеется в виду. Это еще один знак перевернутого мира. Изнеженный, избалованный, капризный и безвольный мужчина – карикатура на женщину в ее неистинном, падшем состоянии. А грубая, резкая, честолюбивая, рациональная женщина – пародия на худшие качества современного мужчины.
Мужчина с такими качествами производит отталкивающее впечатление – женщина безобразна вдвойне и втройне.

Было вавилонское смешение языков – ныне происходит вавилонское смешение полов, которые при этом перестали понимать друг друга и пребывают во взаимной вражде. Эта вражда безрассудна и пагубна. Дьявол приступил к Еве, когда она была одна. Извечный метод нашего извечного врага – разделять и властвовать.

Так происходит в падшем мире. Но во Христе мы едины. Только во Христе обретаем мы утраченную гармонию отношений. Только во Христе находит каждый из нас утраченную полноту своей человечности. Спастись, войти в Царство Божие мы можем только вместе.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru
Источник: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37935.php


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Толкование на Первое послание апостола Петра, Глава 3 Эффективное средство при загаре в солярии

Нетленная красота кроткого и молчаливого духа В нетленной красоте кроткого и молчаливого духа
Нетленная красота кроткого и молчаливого духа Урок 25: Плод Святого Духа. КРОТОСТЬ - Ice Breaker Prayer
Нетленная красота кроткого и молчаливого духа Красоте кроткого и молчаливого духа, что. - God T
Нетленная красота кроткого и молчаливого духа Красивая женщина - это личность, а не тело
Нетленная красота кроткого и молчаливого духа Библия 1-е Петра 3 (Синодальный перевод)
Нетленная красота кроткого и молчаливого духа Нетленная красота - Портал Слово
Нетленная красота кроткого и молчаливого духа 10 заповедей ухода за нарощенными ресницами в домашних условиях
Нетленная красота кроткого и молчаливого духа Dolce-Angelo Детская брендовая одежда ВКонтакте
Нетленная красота кроткого и молчаливого духа SOS! - соленый пот
Восстанавливаем кожу : как избавиться от растяжек в домашних условиях Карандаш для губ Арт-визаж контурный Отзывы покупателей МОДНЫЕ МУЖСКИЕ СТРИЖКРИЧЕСКИ 2017, виды, фото Модная короткая стрижка пикси, кому идет, как укладывать, как Молодежная стрижка мужская: фото, описание, правила подбора Ответы на вопросы к экзамену по психологии. Экзамен по Почему нельзя носить вещи умершего человека можно Прыщ на лице и на теле: народные приметы у женщин, девушек, мужчин, парней Реклама магазина женской одежды. Реклама магазина. Ваш

Похожие новости