Особенности отношений ребенок учитель

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ

 

Магистрант Алия Ембергенова и Кокшеева Зайни Таласовна, профессор Каспийского Государственного Университета Технологий и Инжиниринга им Ш.Есенова,          г.Актау-Казахстан

 

   В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общения со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат (А.А. Реан). От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов развивающим личность. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день. 

     В настоящее время в психологической науке работы, посвященные проблемами изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.

    Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов.Над проблемой взаимных влияний и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги, такие как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков. Каждый из них изучал межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. В детских группах могут быть выделены функционально – ро­левые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между свер­стниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Функционально – ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого. Психологический смысл общения ребенка заключается здесь в том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Эмоционально – оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре.       Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу. Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываютсядети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.

     В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети. Роли и правила «детского общества» позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. Свою точку зрения мы хотели проверить на практике и провели ряд тестов.

   Социометрия.  Цель методики: выявить уровень сплоченности данного коллектива, лидеров, аутсайдеров. Оснащение: ручка, лист для ответа.

 1.Перед началом социометрического исследования учитель члены группы получают инструкцию примерно следующего содержания: "Ребята, представьте, что каждому из  вас предстоит отправиться в Диснейленд? Кого из класса вы возьмете с собой?". Полученные от членов группы письменные ответы переносятся в специальную таблицу, которая называется "социометрическая матрица". Просматривая нижнюю строку матрицы, можно определить, кто из членов группы получил больше всего выборов. Этого ребенка, вероятно, и следует считать лидером в данной группе. 2. определение диагностических показателей социо­метрического исследования и их интерпретация. Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Вывод: На основе проведенного исследования выявлено: 2 лидера,3аутсайдера,16 предпочитаемых и 9 пренебрегаемых. Поскольку количество взаимных выборов - 46, то мы можем говорить о нормальном развитии коллектива.

    Творческий тест.  Цель методики: выявить роль учителя в жизни испытуемых, отношение испытуемых к своему классному коллективу. Оснащение: ручка, двойной листок бумаги. Порядок работы: испытуемым предлагается дома написать мини - сочинения по темам: «Мой учитель» и «Мой класс». Вывод: данное исследование показало, что класс является дружным коллективом, при этом дети любят своего учителя. Психологическая совместимость между учителем и учащимися - одно из условий эффективного учебного процесса. Поэтому для учителя большое значение имеет знание того, как его воспринимают дети. Эти знания дают ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества. Мы решили проверить нашу точку зрения на практике, для этого провели ряд тестов.

    Методика «Автопортрет». Цель методики: диагностика личности учителя. Оснащение: карандаш, альбомный лист бумаги. Порядок работы: испытуемому предлагается за 10 минут нарисовать автопортрет. Вывод: на рисунке «Автопортрет» учителя мы видим преподавателя окруженного детьми. Преподаватель в два раза больше, чем ученики, что свидетельствует о покровительственном отношении к учащимся, о доминирующей функции учителя, о практическом отсутствии сотрудничества. Помимо этого на рисунке изображено много предметов в классе. Таким образом, нами были выявлены:важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов; важность общения и межличностных отношений детей в школе.

   Таким образом, в ходе нашего исследования были выделены следующие выводы: межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них; межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Имеются достаточные основания утверждать, что сформулированное в психологии в общем виде положение о деятельностном опосредствовании межличностных отношений правильно отражает основную объективную закономерность их развития. В связи с этим следует признать, что возраст учащихся сам по себе не накладывает принципиальных ограничений на развитие межличностных отношений. Зависимость межличностных отношений от способа обучения открывает реальные перспективы для их целенаправленного и последовательного формирования начиная с первого года обучения детей в школе.

    При помощи соответствующих методов исследования основным методологическим принципам мы подтвердили гипотезу исследования межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста, о том, что положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

Использованные литературы:

1.     Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006. – 108 с. 

2.     Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. Минск:ООО «ФУА информ», 2003 312

3.     Джакупов С.М. Психология познавательной деятельности. Алматы,Изд-во КазГУ, 1992


Источник: http://www.rusnauka.com/36_PVMN_2013/Psihologia/9_152051.doc.htm


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Диплом - Становление младшего школьника как Зубы мудрости когда должны расти

Особенности отношений ребенок учитель Особенности межличностных отношений в
Особенности отношений ребенок учитель Особенности межличностных отношений
Особенности отношений ребенок учитель Межличностные отношения детей
Особенности отношений ребенок учитель МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО
Особенности отношений ребенок учитель Альгинатная маска Классика : продажа, цена в Днепре. маски для
Афоризмы и поговорки - t Как вылечить прыщи? форум Как сделать красивую прическу самой себе: 18 причесок Клиника косметологии и дерматологии МЕДИННОВА Коса с лентами: пошаговые схемы плетение и оригинальные прически Макияж: Макияж для цветотипа «Лето» - ModaGid Первый месяц новорожденного по дням: уход за ребенком Расклад Три карты на отношения гадание на картах Таро Система Юрист. Версия для коммерческих организаций

Похожие новости